Краткая схема Божественной Литургии
1. Начальный возглас священника:
«Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…»
2. Мирная ектенья: «Миром Господу помолимся…» — молитва
о Церкви, стране и всех людях.
3. Антифоны — пение особых хвалебных псалмов, перемежающееся малыми
ектеньями.
4. Во время пения третьего антифона «Малый Вход». Священник с Евангелием
выходит на солею и после возгласа «Премудрость, прости»
входит в алтарь.
5. Ангельское славословие («Трисвятое»): «Святый Боже, Святый
Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
6. Чтение Священного Писания — отрывки из Апостола и Евангелия.
7. Сугубая ектенья — молитва о живых и усопших, а также о всех нуждах
православных христиан.
8. Ектенья об оглашенных — молитва о людях, готовящихся к крещению.
9. «Оглашенные, изыдите» — с этого момента в храме
могут присутствовать только «верные» - православные христиане, принявшие
Крещение.
10. «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся»
— молитвы о верных.
11. Херувимская песнь, во время которой совершается Великий Вход —
принесение хлеба и вина для совершения Таинства. Великий Вход
символизирует шествие Христа на Страдания.
12. Просительная ектенья: «Исполним молитву нашу Господеви…».
13. Всенародное пение Символа Веры.
14. Евхаристическая молитва или Анафора — центральная часть
Литургии. Начинается с благодарения Бога за творение и
искупление, далее переходит к воспоминанию Тайной Вечери и установления
Таинства Евхаристии. Во время пения «Тебе поем…» происходит преложение
хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. После этого мы всех святых, особенно
о Божией Матери («Изрядно о Пресвятей…»), благодарим
Бога за их прославление, и просим их молиться с нами, молимся обо всех
православных христианах, о вселенной, о нашей стране и обо всех нуждах
церковного народа.
15. Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…».
16. Всенародное пение молитвы «Отче наш…».
17. Возношение Святых Даров, возглас «Святая святым».
18. Причащение священнослужителей (в алтаре).
19. Причащение мирян. «Тело Христово приимите, источника
бессмертного вкусите».
20. Перенесение Св. Даров на Жертвенник.
21. Благодарственная ектенья: «Прости приимше Божественных,
Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Животворящих Страшных
Христовых Таин, достойно благодарим Господа…».
22. Окончание Литургии, отпуст.
Объяснение некоторых слов и выражений
Возглас - часть молитвы,
произносимая священником громко во всеуслышание.
Ектенья - прошения, произносимые диаконом (или
священником, если нет диакона) от лица народа, на которые хор отвечает
«Господи помилуй» или «Подай Господи».
Миром - в мирном расположении духа.
Паки и паки - снова и снова.
Ныне и присно, и во веки веков - сейчас, непрестанно и
во все века.
Аминь (из иврита) - истинно так.
Аллилуйя - хвалите Бога.
Яко - ибо, как, когда (в зависимости от контекста).
Еси - ты есть (2 л. ед. ч. глагола быть).
Блаженный - счастливый.
Прости - стойте прямо.
Вонмем - будем внимательны.
Оглашенные - люди, готовящиеся к Крещению.
Елицы - все, которые.
Иже - который, которые.
Предстоятель - архиерей или священник, возглавляющий
службу.
Евхаристия (от греч. «благодарение») - другое название
Таинства Причастия.
Святые Таины, Святые Дары - Тело и Кровь Христовы.
Солея - возвышение перед иконостасом.
Амвон - центральная часть солеи.
Престол - специально изготовленный стол, обычно
кубической формы, располагающийся в центре Алтаря. На Престоле
совершается Евхаристия, а также хранятся запасные Дары.
Жертвенник - стол, располагающийся в Алтаре слева от
Престола. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть приготовление
хлеба и вина для совершения Божественной Литургии.
Отпуст - краткая конечная молитва богослужения:
«Христос, Истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и
Человеколюбец».
Херувимская песнь в русском переводе: «Мы все,
таинственно изображая херувимов и принося Святой Троице трисвятую песнь,
да отложим ныне все житейские заботы, дабы поднять Царя всех, невидимо
копьеносимого ангельскими воинствами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».
Херувимы — наивысший чин ангелов
Трисвятая песнь — ангельское славословие: «Свят, Свят,
Свят Господь...» (Ис. 6: 3).
Копьеносимый — титул Императора в Византии (при
избрании Императора воины несли его на щите, который ставили на свои
копья).